Модный словарь

Ажурный трикотаж – полупрозрачное полотно с ажурным рисунком, которое получают благодаря переносу в заданном порядке отдельных петель на петли соседних столбиков. Ажурный трикотаж обладает хорошей воздухопроницаемостью. Он более лёгкий по сравнению с гладким трикотажем и придаёт визуальную воздушность силуэту. Ажурный трикотаж применяется для обработки нижнего белья, а также для создания женских платьев, туник, джемперов для ежедневной носки и праздничных событий.


Акрил – синтетическое волокно, полученное из природного газа. Если вы встречаете такие названия как нитрон, орлон, ПАН-волокно, знайте,  это также акрил!
Акрил часто называют искусственной шерстью. И неспроста: он похож на неё в таких важных свойствах как теплота и прочность, а также по внешнему виду изделий. Отличие от шерсти, в котором акрил ей уступает – низкая гигроскопичность, что делает его менее гигиеничным для тела. Но! Акрил обладает такими уникальными качествами как: цветоустойчивость (пряжа хорошо прокрашивается в самые яркие цвета и держит цвет длительное время), светостойкость, формоустойчивость. Акрил часто комбинируют с натуральными волокнами. Благодаря такому сочетанию, вещи долго носятся, а их внешний вид длительное время радует ухоженностью – они не скатываются и не подвержены усадке.


Аксессуар – необязательный (переводится с французского как добавочный), но важный предмет одежды или интерьера. Его задача – сопутствовать и улучшать своим присутствием!
В одежде аксессуары придают костюму законченность. Сумка, кошелёк, ремень скажут о стиле, который предпочитает их обладатель. Шарф, головной убор, перчатки согреют, а иногда без слов передадут характер. Такие аксессуары как рукава и гетры сложно назвать дополнительными. Они не только придают образу завершённость, но и очень практичны.
Цвет аксессуаров может совпадать с цветом основного гардероба, или быть контрастным.
Говорят, что аксессуары не должны выглядеть дороже остального образа. Но в одежде это – спорное правило. Качественный материал аксессуаров – это элегантность внешнего вида и долгая жизнь любимых изделий.


Альпака – шерсть одноименного животного семейства верблюжьих.
Свойства шерсти альпаки — лёгкость, гладкость,  тёплота (в 7 раз теплее овечьей (в ней комфортно в жаркую погоду и тепло в холодную). Шерсть не образует катышек, мало сминается, не вытягивается, устойчива к влаге и загрязнениям. Она гипоаллергенна и имеет большой диапазон природных оттенков (более 20 цветов, начиная от чисто белого и заканчивая чёрным).
Альпак приручили индейцы более 6 000 лет назад. Сегодня количество альпак в мире насчитывает 4,5 млн животных. Большая часть альпак обитает в Южной Америке.
Альпака — животное, похожее на ламу, ростом до 1 метра и весом около 70 кг.  Различают альпаку двух видов  — Сури и Уакайа. Шерсть Сури – длинная (15-25 см), в виде косичек, её волокна более мягкие, равномерные и густые, и ценится она больше. Шерсть Уакайа похожа на плюш.
Альпаку стригут 1 раз в год, начиная с 2 лет. С животного получают 3,5-4 кг шерсти (состригают только спину и бока – шерсть там самая мягкая). По толщине волокон руно альпака сортируют на пять категорий качества. Самая мягкая и самая дорогая шерсть животного до 10 лет.
Из шерсти альпаки производят шапки, пиджаки, свитера, а также ковры и пледы.  


Ангора – пряжа из шерсти ангорского кролика. Шерсть животного имеет длину от 6 до 10 см и стрижётся каждые 10-13 недель. Сегодня в Германии выведены гибриды ангорских кроликов. Они имеют длинную блестящую шерсть, а стричь их можно 5 раз в год.
Ангорская пряжа получается очень лёгкой, но прочной. Она мягкая, приятная на ощупь и комфортная при носке. Кроме того, пряжа хорошо сохраняет тепло. Чаще всего ангорская пряжа в изделиях сочетается с шерстью или синтетическими материалами – для рациональной цены и хороших качеств носки.


Антистатики – химические соединения, которые помогают избавить материал или изделие от электростатического заряда.
Как он образуется? Каждый предмет или материал имеет определённый состав микрочастиц. При соприкосновении, а особенно при трении предметов, составы становятся противоположно заряженными и вызывают электростатический заряд. На натуральных тканях электрические заряды образуются, но на очень короткое время. Такое качество больше присуще синтетическим материалам. Поэтому мы часто видим, как синтетическая одежда прилипает к телу или к другой одежде.
Чтобы устранит неприятные ощущения, а также сделать внешний вид одежды лёгким, применяют антистатики. Их можно наносить на сухую одежду или добавлять в воду при стирке.


Берет – головной убор, который не имеет твёрдой формы, без козырька.
Вид берета имел ещё традиционный головной убор кельтов. В средневековье берет был популярен среди разных слоёв населения, а позже стал визитной карточкой именно военных. На некоторое время берет сменила треуголка (но он оставался популярен в Италии, Испании и Франции). Перед Первой мировой войной берет опять вошёл в строй. В это время он пригодился солдатам танковых войск. На это было несколько причин. Каска, кожаный шлем, фуражка были жёсткими и на них легко появлялись пятна. Мягкий берет чёрного цвета, который был к тому же удобной заменой подушки, не сдувался ветром и защищал от холода, решал эти проблемы.
Сегодня берет – традиционный головной убор басков, а также представителей вооружённых сил в разных странах.
Такая вещь просто не могла остаться незамеченной! Берет полюбили представители творческих профессий, а его способность создать непосредственный и милый образ пришлась по вкусу многим женщинам. Берет хорошо согревает и не портит причёску, благодаря неприлегающей форме.


Блейзер – пиджак (однобортный или двубортный), имеющий накладные карманы, часто – металлические пуговицы и нашитые эмблемы.
Прообраз блейзера – английский военный китель из фланели яркого красного цвета (кстати, английскому слову blaze – сверкать, сиять, он обязан своим названием). Позже он был униформой учениц английской женской школы и  членов команды английских кораблей. Блейзер в разных сочетаниях успел побывать отличительным знаком яхтсменов и стиляг.
Революционная Коко Шанель ввела чёрный блейзер в состав женского гардероба, заменив в пуговицы и эмблемы бижутерией.
Сегодня блейзер – по прежнему часть униформы представителей некоторых профессий (сотрудники авиакомпаний, отелей, спортивных клубов). Он может придать образу строгость в сочетании с классической юбкой или брюками на деловых мероприятиях. Но способен создать и стиль casual, если комбинируется, например, с джинсами или юбкой.


Блузон – удлинённая блузка свободного или приталенного кроя, которая носится поверх брюк, юбки, шорт, леггинсов. Блузон может иметь длинный или короткий рукав, ворот – закрытый, с вырезом, с застёжкой разной длины.
Блузон пришёлся по вкусу обладательницам совершенно противоположных типов фигур. Представительницы размера «плюс» с помощью блузона из плотных тканей могут привести в гармонию достоинства и недостатки фигуры. Обладательницы небольших размеров подчеркнут хрупкость и воздушность, благодаря блузонам из лёгких тканей (шёлк, шифон), а также вязаных (как вариант — ажурных) моделей.


Болеро – женская короткая кофта-накидка (обычно – чуть ниже груди), которая надевается поверх блузки, платья и т.д.)
Болеро появилось в Испании и сначало было элементом мужского национального костюма. Есть мнение, что своим названием оно обязано одноименному музыкальному жанру, который имел нестандартный размер ¾.
Сегодня болеро – чисто женская деталь гардероба. Вязаное, меховое, текстильное, на пуговицах, завязках или вообще без них, с длинным, в ¾ или вообще без рукава, болеро используют для создания повседневного или вечернего образа.


Брюки (в разговорной речи – штаны) – деталь одежды для нижней части тела, с ширинкой (в брюках женской модели при застёгивании левая сторона накладывается на правую, мужской — правая на левую).
Брюки появились на Востоке примерно в 6 в.до н.э. и носились мужчинами-всадниками. В восточных странах брюки (шаровары) очень быстро вошли в повседневный гардероб женщин. На Западе разные виды брюк долгое время  были элементом только мужской одежды. Женщины могли одевать их во время конных прогулок и спортивных мероприятий. Распространение удобные брюки получили во время войны, но только Коко Шанель сумела вывести их на мировой подиум и заодно ввести в распоряжение женского гардероба. Сегодня ассортимент брюк разнообразен.
Классические брюки имеют прямой или сужающийся крой, а также характерную стрелку спереди.
Бриджи – классические брюки длиной до середины икры.
Капри – брюки чуть выше щиколотки.
Чинос – летние брюки пастельных тонов со складками у пояса.
Скинни – обтягивающие брюки из денима.
Леггинсы – облегающие «брюки-колготки» из эластичной ткани.
Бамстеры – брюки с посадкой на бёдрах.
Брючный ряд дополняется дудочками, бермудами, галифе и этим не ограничивается!


Вискоза – искусственное волокно, которое получают из целлюлозы. По внешнему виду вискоза напоминает хлопок. Но вискозные нити отличаются большим блеском и визуальной шелковистостью.  Они также  мягкие и приятные на ощупь.  Волокна вискозы  хорошо прокрашиваются в любые цвета и так же хорошо сохраняют цвет.
Несомненные плюсы вискозы – высокая гигроскопичность, комфорт для тела при носке, светостойкость. Недостатки – сминаемость высокая усадка, низкая прочность в мокром состоянии.


Водолазка (гольф, polo neck, roll-neck) – тонкий облегающий свитер с узким высоким воротом. Считается универсальным предметом гардероба: подходит для мужчин, женщин, детей. С его помощью можно создать как классический, так и ежедневный стиль.
Первыми водолазку надели водолазы – чтобы защитить шею от металлического скафандра и переохлаждения. Потом удобная одежда понравилась спортсменам-борцам, летчикам, автогонщикам.
Однажды Пьер Карден представил первую коллекцию готовой женской одежды. Одним из его элементов стала водолазка, которую вскоре стали замечать на музыкантах из Beatles и модели Твигги.
С тех пор водолазка практически не изменилась по крою, но синтетический нейлон стали заменять самыми различными материалами – шерстью, кашемиром, джерси. Водолазку одевают как самостоятельный элемент одежды в сочетании с юбкой или брюками, или дополняют платьем, сарафаном, жакетом, жилетом.


Гетры – тёплые чулки длиной до колена, которые надеваются на колготки. Обычно одеваются в сочетании с обувью с низким голенищем.
Гетры, изготовленные из нейлона, пользуются популярностью в туризме (защищают от грязи и воды внутреннюю часть ботинок). Также это – часть формы футболистов (под гетрами у спортсменов находятся защитные щитки). В танцах у этого вида одежды своё предназначение. Они помогают разогревать мышцы ног во время репетиций.
Гетры популярны как практичный женский аксессуар – позволяют сочетать колготки или чулки с обувью без высокого голенища в прохладную пору года.


Декольте – глубокий вырез, который частично открывает плечи или грудь (или и плечи, и грудь).
Появление декольте связано со стремлением к удобству. Одежда, сшитая из неэластичных тканей, стесняла движения, и выходом из ситуации было открытие какой-то части тела. Первоначально закрытый верх платьев начал открывать шею, а потом грудь.
Допустимые размеры декольте всегда подвергались обсуждениям. Ограничения касались времени суток и виду события, на которое одевалось платье. Иногда выходом было прикрытие декольте кружевом или бантом.
Сегодня действует правило «или верх, или низ». Допустимы сочетания: — короткая юбка и закрытый верх, либо декольте со скромным низом.


Жакет – часть мужского костюма в виде куртки с пуговицами и отложным воротником. Чаще всего мужской жакет выполнен из трикотажа. Трикотажный жакет может иметь видоизменённые детали. Чаще всего он однобортный (с одним рядом пуговиц), лацканы и воротник визуально не разделяются, могут отсутствовать внутренние карманы и шлицы. В деловом виде жакет признаётся полуофициальной одеждой и одевается на мероприятия, где пиджак с галстуком или просто пиджак будут выглядеть излишне строго.
Жакетом также называют женский пиджак. Выполняется из ткани (считается более деловым) или трикотажа. Женский пиджак сохраняет детали мужского (лацканы, карманы), но шьётся укороченным и/или приталенным.


Жилет – элемент мужской и женской одежды для верхней части тела без рукавов.
Есть несколько версий названия этой одежды. Это и имя комического персонажа, который носил дворянский камзол с обрезанными рукавами, и фамилия мастера, который впервые сшил жилет, и созвучное название арабской безрукавки. Жилеты были распространённой одеждой во время Французской революции, поэтому долго запрещались в России, напоминая о ней.
Сегодня жилет может быть частью ежедневного, спортивного, полуофициального стиля. Его одевают поверх строгих рубашек и беззаботных T-short, женщины также сочетают жилет с платьями разных стилей.


Кардиган – разновидность кофты различной длины (до бёдер или середины икры), без воротника  с застёжкой по всей длине. Классический вариант кардигана – вязаный. Но сегодня для его создания используют разные материалы.
Сначала изысканный кардиган был одеждой простолюдинов. Популярным среди аристократов он стал после того, как известный модник – граф Кардиган начал носить его под военной формой – для сохранения тепла и комфорта.
Мужской кардиган уместен в деловом стиле, а также стиле casual.
Элементом женской одежды кардиган стал в 20 в. Опять же – благодаря Коко Шанель. Она предложила его как компонент женского делового костюма.
Сегодня тёплый, практичный (вязаный кардиган не мнётся), удобный (не стесняет движения) кардиган также популярен. С его помощью офисный (не самый официальный) стиль становится мягче, повседневные ансамбли – практичнее, а вечерние наряды – теплее.


Костюм – комплект одежды, выполненный в одном стиле и из одной ткани, для деловых встреч, торжественных и официальных мероприятий.
В классический мужской костюм входят пиджак и брюки (иногда – жилет), дополняют его сорочка и галстук, в женский – жакет и юбка.
Родина костюма – Англия. С момента своего появления он значительно изменился – длинные панталоны сменились брюками, а перчатки и цилиндр вовсе исчезли.
Неизменными остаются требования к качеству костюма – дорогой материал, ровные швы и аккуратные детали, презентабельный общий внешний вид.


Леггинсы – эластичные обтягивающие брюки без застёжек и карманов.
Разновидность леггинсов с карманамитреггинсы (напоминают брюки) и джеггинсы (похожи на джинсы).
Материал для леггинсов – шерсть, хлопок, вискоза, но с обязательным добавлением «гибких» материалов (эластана, лайкры, микрофибры).
Леггинсы появились ещё в Средневековье, в России долгое время были частью военного обмундирования, пользовались спросом у спортсменов и танцоров, а в эпоху диско (80-е гг. 20 в.) их заметили и полюбили женщины.
Сегодня леггинсы популярны, как удобный элемент спортивной одежды, и не только.
Часто их комбинируют с любым удлинённым верхом – рубашкой, свитером, туникой. Главное условие – закрытые бёдра.
Леггинсы удобно сочетать с платьем и юбкой – в любое время года, потому что материалы для их изготовления разнообразны, а полученные комплекты – удобны.


Летучая мышь – платье, туника, кофта, блуза с рукавом, который напоминает крыло летучей мыши. Рукав «летучая мышь» простой в крое и даёт движениям свободу.
Основа такой модели – японское кимоно. В европейскую моду одежда с такими рукавами вошла в 40-е гг. 20 в., но особенно актуальным стал в 80-е. За годы пребывания в европейском гардеробе изделия стали более женственными – исчезла драпировка и «широкие плечи».
Просторный крой рукава делает верхнюю часть фигуры изящной и плавной.
Кофты и блузы с таким рукавом сочетают с узкой юбкой или облегающими брюками.


Лён – натуральное волокно из стеблей льна.
Изделия изо льна обладают очень хорошими характеристиками для гигиены тела – лён гигроскопичен, создаёт и поддерживает комфортную температуру (согревает в холод и охлаждает в жару). Льняное волокно прочное (крепче шерсти и хлопка), изделия долго носятся и хорошо сохраняют внешний вид. К недостаткам льна можно отнести лёгкую сминаемость, но он очень легко разглаживается.
Благодаря гигиеническим характеристикам, лён всегда был в цене. Его иногда называют «белым золотом» — за чистоту, прочность и высокое качество изделий.


Лиоцелл – искусственное волокно из целлюлозы, аналогичное по составу вискозе, но полученное другим способом.
Лиоцелл внешне напоминает хлопок, мягкий и приятный на ощупь. Он плотный и упругий, причём эти качества сохраняются и в сухом, и в мокром виде. Ткани из лиоцелла хорошо окрашиваются, не дают усадки при стирке, но склонны к образованию катышков.
Изделия из лиоцелла получаются шелковистыми, имеют привлекательный блеск, к тому же долгое время сохраняют хороший внешний вид.


Меринос – шерсть мериносовой овцы, которая отличается особо мягкостью.
Шерсть мериносовых овец – мягкая, волнистая, лёгкая и тёплая одновременно. Имеет хорошие впитывающие и антибактериальные свойства.
Шерсть мериносов бывает нескольких видов: широкая, среднего диаметра, тонкая, очень тонкая, сверхтонкая.
Порода овец мериносов появилась в Испании и ценилась настолько дорого, что их вывоз был запрещён. Сегодня главным поставщиком шерсти мериносов стала Австралия. Благоприятный климат и широкие пастбища позволяют разводить в достаточном количестве обладательниц материала для тёплых и мягких вещей.


Митенки – женский аксессуар, перчатки без пальцев, которые могут прикрывать пальцы или закрывать только ладонь.
Преимущество митенок – они не сковывают движения. Благодаря этому свойству, их часто используют в спорте, где предмет-снаряд нужно удерживать.
Кстати, первоначально митенки не были аксессуаром, а применялись именно для работы. В 18 в. митенки стали носить дамы – не только на улице, но и в помещениях, сделав его не практичной, а эстетичной деталью гардероба.


Мохер – натуральное волокно, которое получают из шерсти ангорских коз. Отличается теплотой, прочностью, шелковистостью и блеском, причём блеск долговечен. Ещё одно достоинство мохера – однородность и белизна. За счёт этого изделия естественных оттенков отличаются натуральной красотой, а вещи из окрашенных волокон (начиная от пастельных и заканчивая яркими) долго остаются насыщенными.
Большую часть мохера производят в Южной Африке, но ангорских коз разводят также в США и турецкой провинции Ангора (отсюда и пошло название).
Мохер бывает трёх видов: шерсть молодого козлёнка (до 6 месяцев), шерсть козлёнка до 2-х лет, шерсть взрослых коз.


Накидка – деталь женского гардероба в виде кофты свободного кроя, которая не сшита по бокам и не имеет строго очерченной линии рукава.
Накидка может быть различной длины – очень короткая, до середины бедра, длинная. Может дополняться капюшоном, разными видами воротника, а может не иметь его вообще. Рукава накидки не защищают от холода всю руку, поэтому с ней хорошо сочетаются длинные перчатки.
Накидка может быть ежедневной частью гардероба, а может дополнять праздничный наряд.


Палантин – женский аксессуар в виде широкого длинного шарфа (ширина – не менее полуметра, длина – около 2 метров). Может быть однотонным или с узорами. Палантин используют как шарф, накидку, головной убор.
Впервые палантин – покрывало из собольих шкурок — «вывела в свет» жена французского короля Елизавета Шарлотта ещё в 17 в. В Россию он пришёл в 18, был признаком изысканности гардероба дам высшего света. Сегодня палантин может играть роль накидки или шарфа, дополняя и/или утепляя  повседневную одежду или праздничный наряд. Также может применяться как головной убор.


Пиджак (от голландского «pij» — разновидность грубой шерстяной материи  и «jekker» — куртка) – мужская куртка на пуговицах, с длинным рукавом и отложным воротником. Пиджаки бывают однобортными (с одним рядом пуговиц) и двубортными (с двумя). Женский вариант пиджака – жакет.
Изначально пиджак назывался жакетом и имел вид короткой куртки. Позже его сменил камзол (удлинённый до колен жакет), сюртук (удлинённый приталенный). Своего современного вида пиджак достиг в 19 в. Классическая длина пиджака – прикрывающая ягодицы. Обязательные элементы – лацканы (отвороты), карманы – нагрудный (для платка), боковые,  внутренний.
Сегодняшний деловой этикет предполагает синий или серый мужской пиджак с белой рубашкой и галстуком для официального стиля и пиджак светлых тонов без галстука для менее официальных мероприятий.


Трикотажное полотно – материал из текстиля, состоящий из соединённых между собой петель (это его отличие от ткани, где нити переплетаются по двум перпендикулярным направлениям). Нити, изогнутые при вязании определённым способом, позволяют создавать различные переплетения — простые, производно-комбинированные, рисунчатые и сложные комбинированные. Внешний вид изделий из трикотажного полотна также зависит от вида вязальной машины (при машинном вязании) или спиц (при ручном).
Для производства трикотажного полотна используются натуральные или синтетические волокна – в чистом виде или в различных сочетаниях. Натуральная пряжа делает трикотажное полотно благоприятным для тела, синтетическая улучшает качества носки, их комбинация улучшает и те, и другие качества. Свойства трикотажного полотна – мягкость, эластичность, растяжимость.
Археологи датируют первые трикотажные изделия 3-1 вв. до н.э.  Раньше трикотаж считался только домашней неофициальной одеждой. Моду на удобную для тела одежду из трикотажного полотна ввела Коко Шанель. Сегодня,  благодаря новым технологиям и возможностям, трикотажное полотно – основа для элегантной повседневной и праздничной одежды.